Оружие ушу. Шест (гунь)

Шест является самым известным оружием шаолиньского ушу. Техника с шестом имеет давнюю историю. Среди китайцев издавна широко распространен рассказ о том, как тринадцать шаолиньских монахов-бойцов, использовавших шест в качестве оружия, спасли будущего императора династии Тан Ли Шиминя и одержали победу над мятежником Ван Шичуном. С тех пор в народе бытует выражение: "Тринадцать монахов с шестами спасли танского принца".

В ранний период формирования шаолиньского ушу шест являлся основным видом оружия. Было несколько причин, почему шест раньше всего начал применяться в этом качестве.

Во-первых, изначально Шаолиньский монастырь был священным местом буддизма и в силу морально-нравственных постулатов "всеобъемлющего сострадания" монахи не могли использовать какое-либо холодное оружие: меч-дao, копье, меч-цзянь, алебарду. А шест как необходимый предмет в быту и как орудие труда часто применялся монахами.

Во-вторых, шаолиньский монастырь находился в отдаленных горных лесах, где было множество диких зверей. Поэтому монахи применяли шест и как орудие труда, и как средство для защиты от зверей, и одновременно использовали его в качестве оружия.

В силу этих обстоятельств система таолу для тренировок техники боя с шестом сформировалась намного раньше, чем система кулачного искусства.

Уже в конце правления династии Юань и в начале правления династии Мин наблюдалась тенденция к формированию таолу шаолиньского шеста. В преданиях рассказывается, что в поздний период правления династии Юань монах Шаолиньского монастыря Цзииньнало с шестом в руках вышел на бой против армии "Красных повязок". Считается, что современные шаолиньские стили Фэнхогунь ("Шест ветра и огня") и Шаохогунь("Шест, обожженный в огне") восходят к самому Цзиньнало.

К середине правления династии Мин уже сформировалась целостная система упражнений с шестом. Монахи с шестами-посохами в руках принимали участие во множестве боев против японских пиратов для защиты приморских районов Китая. Благодаря этому техника владения шестом пользовалась широкой популярностью и доброй славой в Поднебесной и стала самым известным стилем шаолиньского гунфу.

Техника владения шестом в Шаолиньском монастыре устоялась и окончательно сложилась в определенную форму при династии Мин. "Общее описание техники шаолиньского шеста" ("Шаолинь гуньфа чань-цзунь") Чэн Чундоу стало каноном шаолиньского шеста эпохи Мин. После цинской династии упражнение с шестом стало очень распространенным среди монахов, и тогда же были составлены многообразные таолу. Поэтому технику владения шестом смело можно рассматривать как символ шаолиньского стиля ушу.

К шаолиньским комплексам упражнений с шестом относятся следующие:

  • Шаолинь гунь ("Шаолиньский шест"),
  • Юаньхоу гунь ("Шест обезьяны"),
  • Мэйци гунь ("Шест высотой до бровей"),
  • Дань паньлун гунь ("Одиночный шест свернувшегося дракона"),
  • Шуан паньлушунь ("Парные шесты свернувшихся драконов"),
  • Иньшоугунь ("Шест иньского хвата"),
  • Даечагунь ("Шест большого демона-якши"),
  • Сяоечагунь ("Шестмалого демона-якши),
  • Шаохогунь ("Шест, обожженный в огне"),
  • Фэнмогунь ("Шест демона ветра"),
  • Пайгунь ("Отталкивающий шест"),
  • Чуаньсогунъ ("Шест снующего челнока"),
  • Чжэньшангунь ("Шест, сокрушающий горы"),
  • Мэйци дуйгунъ ("Парные шесты высотой до бровей"),
  • Уху цюньян гунь ("Шест пяти тигров и стада овец"),
  • Люхэгунь ("Шест шести координаций"),
  • Пишаньгунь ("Шест, разрубающий гору"),
  • Сяо мэйхуагунь ("Малый шестцветка сливы"),
  • Байшэгунь ("Шест белой змеи"),
  • Сшиой чуаньсяньгунь ("Шест прилежной девушки, продевающей нить"),
  • Басяньгунь ("Шест восьми бессмертных"),
  • Сюаньфэнгунь ("Вихревой шест"),
  • Фэйлунгунь ("Шест летящего дракона"),
  • Дамогунь (“Шест Дамо"),
  • Люсингунь (“Шест-метеор"),
  • Бабао хуньюанъгунь (“Шест хаотического первоначала восьми сокровищ"),
  • Шанпайшагунь ("Верховой шест, отталкивающий песок"),
  • Чжунпайшагунь ("Средний шест, отталкивающий песок"),
  • Юньянгунь ("Шест облаков и солнца"),
  • Цимэньгунь ("Шест знаменных врат"),
  • Шаоцзыгунь ("Шест малого дитя"),
  • Цитянь дашэнгунь ("Шест великого совершенномудрого, равного Небу"),
  • Цзуйгунь ("Шест пьяницы"),
  • Дуаньгунь ("Короткий шест"),
  • Юйцзягунь ("Шест семьи Юй"),
  • Люхэ фэнли ечагунь (“Шест шести соответствий несомого ветром демона-якши"),
  • Почжэньгунь (“Шест, разбивающий отряды"),
  • Бамэньгунь (“Шест восьми врат"),
  • Яншоугунь ("Шест солнечных рук"),
  • Шибадянь цимэйгунь (“Восемнадцать уколов шестом высотой до бровей"),
  • Фэнмо дуйгунь (“Парный шест демонаветра"),
  • Фэнхогунь ("Шест ветра и огня"),
  • Люхэ иньшоугунь ("Шест шести координаций иньского хвата"),
  • Шибадянь цимэйгунь (“Восемнадцать касаний шеста высотой до бровей"),
  • Фэнмо дуй гунь ("Демон ветра против шеста"),
  • Шиэрлу цюньланьгунь ("Шест двенадцати дорожек из загона для скота") и др.

Многие из этих традиционных комплексов ушу Шаолиня с палкой мы практикуем в нашем Центре Шаолинь в Воронеже.