Амитофо в Шаолиньской традиции

Амитофо (āmítuófó 阿弥陀佛) – самое частая фраза в монастыре Шаолинь. Этой фразой монахи и миряне приветствуют друг друга, начинают и заканчивают комплексы шаолиньского кунг-фу, произносят её во время каких-то невзгод и ей же выражают радость и одобрение. Ниже попробую рассказать, что означает эта фраза и почему она стала неотъемлемой частью шаолиньской традиции.

«Амитофо» можно услышать не только в Шаолине, но и в других буддийских монастырях Китая. Чаще всего, эту фразу произносят при приветствии, складывая ладони вместе (Хэчжан, 合掌), но в Шаолине, часто используют и приветствие одной правой ладонью, в память о втором Патриархе Чань Хуэйкэ, который пожертвовал одной рукой ради постижения Учения.

Будда Амитабха

Амитофо – китайское произношение (транслитерация) слова Амита (Амита Будда). Амита (или Амитабха, Будда Безграничного Света) – это имя одно из самых почитаемых Будд. Т.е. Амитофо – это Будда Безграничного света (он же Амитабха или Амита).

В буддизме есть отдельная школа «Чистой земли» (Цзинту цзун, 净土宗), в которой Будда Амитабха является самым почитаем буддой. Он является повелителем особого мира, называемого «Чистой землей» – настоящего буддийского рая. Человек попадающий в Чистые земли живет в благости и легко может достичь просветления, под опекой Будды Амитабхи.

Как написано в Сутре Амитаюса, Амитабха дал 48 обетов, в которых обещал стать повелителем Чистых земель (Земли бесконечной радости, Западный рай) и не достигать окончательно просветления, пока не поможет всем существам, живущим в его владениях. В сутре также подробно описывается этот Рай и прекрасные условия пребывания в нём. Попасть же в Чистые земли (при перерождении) смогут те, кто открытым сердцем воззовут к имени Амитабхи. На этом и строится основной стержень практики школы Чистой земли – повторении имени Амитабхи. 

«Когда я стану Буддой, живые существа десяти сторон света услышат моё имя и таким образом достигнут сознания веры, радости и корней блага. Они обратят своё сознание [ко мне], желая родиться в моей стране. Если, достигнув сосредоточения на протяжении десяти [моментов] мысли, они не родятся [там], да не обрету я истинного просветления. Они непременно устранят [карму] пяти наиболее тяжёлых кармических проступков и клеветы на истинную Дхарму.»

Амитабха-сутра. Большая Сукхавативьюха-сутра.

Так, на произношении имени Амитабхи (кит. Амитофо, или Намо Амитофо) в слух и медитации на этом имени основана практика Ньеньфо (念佛, «Вспоминание Будды»). Эта практика полного сосредоточения ума на осознанно повторяемом имени Амитабхи, в результате которого уходят суетные мысли. При этом достигается слияние ума, произносимого имени и качеств Будды (например, сострадание). Поэтому, осознано произнося и обращаясь умом к имени Амитабхи в непростой или радостный жизненный момент, практикующий останавливает поток взаимообусловленных явлений, отказывается от внутренний рефлексии, принимая текущую ситуацию.

Школа Чань и школа Чистой Земли

Школа Чань (禅宗), к которой относиться монастырь Шаолинь, тесно связана со школой Чистой Земли. Еще с ранних времен в Чань использовались методы повторения имён будды, как способ медитации. Позже, основной стала практика повторения имени Амитабхи, заимствованная из школы Чистой земли. Но в Чаньской традиции появилось свое отношение к Чистой земле. «Чистая земля» – это чистый разум, т.е. достигая Самадхи (просветленного сознания) здесь и сейчас, человек достигает «Чистой земли».

Как пишет А.М. Кабанов:

«Знаменитый монах конца династии Мин - Юньци Чжухун (1535-1615) во многом способствовал объединению этих двух традиций и дал теоретическое обоснование необходимости практики няньфо для чаньских монахов. Его предшественники рассматривали няньфо просто как одну из форм медитации, которая в конечном счете приводит к тем же результатам, что и медитация над гунъанями. "Практически все они,- пишет Цзюньфан Юй,- обозначали произнесение имени А-ми-то-фо (т. е. Амитабхи) как няньфо гунъань. Когда термин няньфо использовался в таком значении, он явно уже не являлся обозначением благочестия и веры, а превращался просто в средство для возбуждения "чувства сомнения'' (ицин), того критического ментального напряжения, которое переходило в состояние пробуждения. Поэтому такой вид няньфо назывался также цаньцзю няньфо, т. е. няньфо сосредоточения и проникновения" . Развивая доводы своих предшественников, Чжухун пошел еще дальше: он утверждал, что в эпоху "конца Закона" няньфо является более эффективным средством для достижения просветления, чем чаньская медитация, и что при помощи няньфо можно достичь тех же целей - реализовать заключенную в каждом человеке изначальную природу Будды .»

И так, произнесение Амитофо в Шаолиньской традиции – это не просто молитва Будде или приветствие, это практика «вспоминания о Будде», напоминание о просветлении и цели жизни, побуждение к осознанному состоянию ума, пребывающему в текущем моменте.

Автор: Ши Янкун (Иван Елизаров)