Оружие ушу. Шест (гунь)
Шест является самым известным оружием шаолиньского ушу. Техника с шестом имеет давнюю историю. Среди китайцев издавна широко распространен рассказ о том, как тринадцать шаолиньских монахов-бойцов, использовавших шест в качестве оружия, спасли будущего императора династии Тан Ли Шиминя и одержали победу над мятежником Ван Шичуном. С тех пор в народе бытует выражение: "Тринадцать монахов с шестами спасли танского принца".
В ранний период формирования шаолиньского ушу шест являлся основным видом оружия. Было несколько причин, почему шест раньше всего начал применяться в этом качестве.
Во-первых, изначально Шаолиньский монастырь был священным местом буддизма и в силу морально-нравственных постулатов "всеобъемлющего сострадания" монахи не могли использовать какое-либо холодное оружие: меч-дao, копье, меч-цзянь, алебарду. А шест как необходимый предмет в быту и как орудие труда часто применялся монахами.
Во-вторых, шаолиньский монастырь находился в отдаленных горных лесах, где было множество диких зверей. Поэтому монахи применяли шест и как орудие труда, и как средство для защиты от зверей, и одновременно использовали его в качестве оружия.
В силу этих обстоятельств система таолу для тренировок техники боя с шестом сформировалась намного раньше, чем система кулачного искусства.
Уже в конце правления династии Юань и в начале правления династии Мин наблюдалась тенденция к формированию таолу шаолиньского шеста. В преданиях рассказывается, что в поздний период правления династии Юань монах Шаолиньского монастыря Цзииньнало с шестом в руках вышел на бой против армии "Красных повязок". Считается, что современные шаолиньские стили Фэнхогунь ("Шест ветра и огня") и Шаохогунь("Шест, обожженный в огне") восходят к самому Цзиньнало.
К середине правления династии Мин уже сформировалась целостная система упражнений с шестом. Монахи с шестами-посохами в руках принимали участие во множестве боев против японских пиратов для защиты приморских районов Китая. Благодаря этому техника владения шестом пользовалась широкой популярностью и доброй славой в Поднебесной и стала самым известным стилем шаолиньского гунфу.
Техника владения шестом в Шаолиньском монастыре устоялась и окончательно сложилась в определенную форму при династии Мин. "Общее описание техники шаолиньского шеста" ("Шаолинь гуньфа чань-цзунь") Чэн Чундоу стало каноном шаолиньского шеста эпохи Мин. После цинской династии упражнение с шестом стало очень распространенным среди монахов, и тогда же были составлены многообразные таолу. Поэтому технику владения шестом смело можно рассматривать как символ шаолиньского стиля ушу.
К шаолиньским комплексам упражнений с шестом относятся следующие:
- Шаолинь гунь ("Шаолиньский шест"),
- Юаньхоу гунь ("Шест обезьяны"),
- Мэйци гунь ("Шест высотой до бровей"),
- Дань паньлун гунь ("Одиночный шест свернувшегося дракона"),
- Шуан паньлушунь ("Парные шесты свернувшихся драконов"),
- Иньшоугунь ("Шест иньского хвата"),
- Даечагунь ("Шест большого демона-якши"),
- Сяоечагунь ("Шестмалого демона-якши),
- Шаохогунь ("Шест, обожженный в огне"),
- Фэнмогунь ("Шест демона ветра"),
- Пайгунь ("Отталкивающий шест"),
- Чуаньсогунъ ("Шест снующего челнока"),
- Чжэньшангунь ("Шест, сокрушающий горы"),
- Мэйци дуйгунъ ("Парные шесты высотой до бровей"),
- Уху цюньян гунь ("Шест пяти тигров и стада овец"),
- Люхэгунь ("Шест шести координаций"),
- Пишаньгунь ("Шест, разрубающий гору"),
- Сяо мэйхуагунь ("Малый шестцветка сливы"),
- Байшэгунь ("Шест белой змеи"),
- Сшиой чуаньсяньгунь ("Шест прилежной девушки, продевающей нить"),
- Басяньгунь ("Шест восьми бессмертных"),
- Сюаньфэнгунь ("Вихревой шест"),
- Фэйлунгунь ("Шест летящего дракона"),
- Дамогунь (“Шест Дамо"),
- Люсингунь (“Шест-метеор"),
- Бабао хуньюанъгунь (“Шест хаотического первоначала восьми сокровищ"),
- Шанпайшагунь ("Верховой шест, отталкивающий песок"),
- Чжунпайшагунь ("Средний шест, отталкивающий песок"),
- Юньянгунь ("Шест облаков и солнца"),
- Цимэньгунь ("Шест знаменных врат"),
- Шаоцзыгунь ("Шест малого дитя"),
- Цитянь дашэнгунь ("Шест великого совершенномудрого, равного Небу"),
- Цзуйгунь ("Шест пьяницы"),
- Дуаньгунь ("Короткий шест"),
- Юйцзягунь ("Шест семьи Юй"),
- Люхэ фэнли ечагунь (“Шест шести соответствий несомого ветром демона-якши"),
- Почжэньгунь (“Шест, разбивающий отряды"),
- Бамэньгунь (“Шест восьми врат"),
- Яншоугунь ("Шест солнечных рук"),
- Шибадянь цимэйгунь (“Восемнадцать уколов шестом высотой до бровей"),
- Фэнмо дуйгунь (“Парный шест демонаветра"),
- Фэнхогунь ("Шест ветра и огня"),
- Люхэ иньшоугунь ("Шест шести координаций иньского хвата"),
- Шибадянь цимэйгунь (“Восемнадцать касаний шеста высотой до бровей"),
- Фэнмо дуй гунь ("Демон ветра против шеста"),
- Шиэрлу цюньланьгунь ("Шест двенадцати дорожек из загона для скота") и др.
Многие из этих традиционных комплексов ушу Шаолиня с палкой мы практикуем в нашем Центре Шаолинь в Воронеже.