Принципы и характерные особенности шаолиньского ушу

Шаолиньское кунг-фу как направление боевого искусства имеет свои своеобразные стили и характерные особенности. За долгие годы становления шаолиньское ушу широко распространилось "в миру".

Благодаря слиянию с народным ушу сформировались множество школ шаолиньского кунг-фу, при этом те, что преобладали на Юге, принято относить к южному направлению шаолиньского искусства, а те, что на Севере, — к северному. Все направления шаолиньского кунг-фу имеют свои характерные признаки.

 Характерные особенности шаолиньского ушу непрерывно эволюционировали. Формулировки и описания искусства владения шестом и кулачного искусства монастыря Шаолинь, которые содержатся в книге Чэн Чундоу "Шаолинь гуньфа чаньцзунь" ("Общее описание искусства боя с шестом Шаолиньского монастыря") и в книге Чжан Кончжао "Цюаньцзин" ("Канон кулачного искусства"), сильно изменились по сравнению с сегодняшними. Современное шаолиньское ушу с систематизированными таолу (комплексами) и прежнее шаолиньское ушу имеют большие различия.

На основе шаолиньского ушу, распространявшегося в окрестностях самого Шаолиньского монастыря, мы можем сделать выводы о его характерных признаках. Перечислим их.

1. "Короткие комплексы, отточено легкие и быстрые движения"

Таолу шаолиньского кунг-фу известны своей краткостью и лаконичностью. Большинство таолу кулачного искусства не превышает 36 движений. Таолу короткие, а приемы тесно скомбинированы. Целостное таолу выполняется в очень короткое время для того, чтобы учащийся во время тренировки смог сосредоточить всю энергию тела и на "одном дыхании" выполнить все приемы, которые включают в себя движения руками, глазами, корпусом, позиции и передвижения, бойцовский дух, управление внутренней энергией ци, физической силой, внутреннюю работу и т.д. Непродолжительные таолу позволяют сохранить силы до конца упражнения.

2. "Кулак наносит удары по одной линии"

Специфическая манера таолу Шаолиня состоит в том, что такие технические действия, такие как: “подъемы" и "опускания”, атаки и отходы, повороты и движение в сторону, “свертывание" (группировка) и "развертывание" выполняются по одной линии.

 Есть такая поговорка: "Заучивай насмерть, применяй всю жизнь". Это касается и указанного принципа. Во время упражнений ученик двигается по одной линии, а применяя этот навык в реальном бою, действует раскрепощенно, подобно тигру, выпрыгнувшему из клетки. Кроме этого, данное правило повышает скорость движений, что необходимо во время реального боя.

3. Свободные стойки и передвижения, “кулак бьет в том месте, где поместится лежащий бык"

Шаолиньское ушу тренирует навыки реального боя, что требует естественности стоек и передвижений. Как гласит "Речитатив из десяти наставлений по монашескому молоту с рукоятью" (“Шицзя чуйба шияо цзюэ"), "чудесное кулачное искусство заключено в молниеносности перемещений: движение и покой, вдохи и выдохи сливаются в едином потоке энергии ци, движения вперед-назад должны быть свободными ".

Важной особенностью шаолиньского кулачного искусства является принцип "кулак бьет в том месте, где поместится лежащий бык". Независимо от размеров площадки позиции и передвижения свободны и естественны, их амплитуда должна содействовать выполнению движений с наибольшей энергией, что отвечает задаче атакующих действий.

4. "Вращаясь, входишь - вращаясь, выходишь. "Здесь есть два смысла.

Первый — вращательные движения туловищем, второй — вращательные движения руками при движении вперед и при отходе.

Выполняя таким образом резкие удары, но прямой траектории, боец, с одной стороны, увеличивает мощь удара, с другой — более надежно защищает себя. "Вращательное" движение туловищем создает эффект "приклеивания" к противнику, что ограничивает свободу его действий и делает неэффективными удары кулаком и ладонью. Этот так называемый "вращательный" принцип — особенность стиля "Шаолиньского кулака".

5. "Дух и форма составляют телесное единство"

Древние заповеди шаолиньского ушу говорят о том, что во время тренировок боец должен вести себя так, как будто перед ним реальный противник, а при встрече с противником — как будто его нет. Это требование отражает "единство духа и формы" — присутствие в каждом приеме, в каждом движении глубокой стратегической и тактической мысли. Боец смотрит влево, а удар наносит вправо; показывает намерение атаковать, но движется назад; если противник выше ростом, то удары наносятся в среднюю и нижнюю части туловища; если боец выше противника, то удары направляются в верхнюю и среднюю области, и т.п. Движение воли, энергии ци и физическое напряжение должны быть предельно согласованными, что и обусловливает рост мастерства.

6. "Рука согнута — и не согнута, выпрямлена — и не выпрямлена."

В шаолиньском кунг-фу различают так называемые "старые" (лао) и "молодые" (нунь) движения при выполнении приемов. "Старость" означает такое качество приема, когда он выполняется с максимальной амплитудой, “с проносом" при ударе. "Молодость" движения — незавершённость, выполнение приема с неполной амплитудой. Соотношение "старости" и "молодости" влияет на реализацию физической силы удара.

Чтобы избежать негативного проявления соответствующих крайностей, применяется следующий принцип: при ударах кулаком и ладонью рука как бы согнута в локте — и в то же время не согнута, выпрямлена — и в то же время не выпрямлена. Это вызвано потребностями реального боя: если рука слишком выпрямлена, то это приводит к чрезмерному выбросу силы, и ее не остается на последующее действие; при этом можно также потерять равновесие, что будет использовано соперником. Если же рука чересчур согнута, то физическая сила в ударе реализуется не полностью, удар может не достичь цели.

7. "Подняв взгляд, сжимаешься - и поднимаешься”

Продолжение этого правила — "опустив взгляд, расправляешься — и опускаешься". Иероглиф ци — "подниматься", которым начинается и оканчивается первая часть фразы на китайском языке, в завершении этого оборота употреблен в значении "начинать", имея в виду начало атаки; иероглиф ло — "опускаться", повторяющийся в начале и окончании второй части формулы, в конце ее означает "отход".

"Подъемы" и "опускания", т.е. атака и отход, являются неотъемлемыми компонентами кулачного искусства. Эти действия выполняются только в комплексе, по отдельности они невозможны. В начальной позиции для атаки боец должен смотреть в глаза соперника, по движению глаз улавливая его намерения: глаза — окна его души. А при "опускании" (отходе) боец охватывает взглядом ноги противника, которые подскажут, как дальше действовать, так как движения ног выявляют направление действий.

 В описаниях древних кулачных искусств говорится: "Руки подобны метеорам, глаза словно молнии, глаза — полководец, а руки — авангард". Сначала противника "достают" глаза, и лишь потом руки. В начале атаки, когда взгляд направлен в глаза противника, боец "сжимается" (со) — сгруппировывается, принимает такое положение, в котором он наиболее защищен от ударов противника. Во второй фазе атаки, когда боец приблизился к противнику, он взглядом контролирует его ноги, определяя его намерения, от которых зависит и выбор направления отхода, действий, не позволяющих противнику приблизиться.

"Расправление" (чжонь) туловища при отходе, т.е. увеличение амплитуды движений, позволяет выполнять их с большей силой.

8. "Единство Чань и кулачного искусства”

Последователю шаолиньского кунг-фу предстоит пройти три ступени постижения мастерства. Начальный уровень — это тренировка телесной формы, т.е. работа над телом. Второй уровень — это достижение "единства духа шэнь и кулака", когда "имеющее форму" трансформируется в "бесформенное", "наличие метода" в "отсутствие метода", а опираясь на "отсутствие метода", следуя принципу "отсутствия приема", боец этим "отсутствием формы" дезориентирует соперника. Древнее правило кулачного искусства гласит: "Бьешь противника — не показывай формы, показал форму — упустил возможность".

Третий же, высший уровень мастерства достигается тогда, когда всем руководят "методы сердца-сознания". Схватка вершится "методом сердца", а не "методом формы". Из боевого настроя боец переходит в состояние созерцания (чань), из сосредоточения — в состояние прозрения высшей мудрости. Это уже не обыденная мудрость, а представляющая единство Чань и кулачного искусства мудрость праджня. Шаолиньское кунг-фу — это способ человеческой деятельности, для которого характерен взгляд на мир с точки зрения мудрости-праджни, достигнутой в состоянии созерцания (дхьяны).

Шаолиньское кунг-фу зародилось на священном месте Чань-буддизма, оно пропитано его мировоззрением. Чань и кулачное искусство едины — это важная характерная черта шаолиньского кунг-фу.

9. “Защита в качестве основы"

Шаолиньское кунг-фу зародилось в Шаолиньском монастыре для практических целей охраны монастыря, самозащиты и оздоровления. Шаолинь ничем не отличается от других буддийских монастырей: практика медитации чань, изучение буддизма — главное, чем занимаются монахи. Лишь в исключительных случаях приходится применять ушу. Буддийское отношение к жизни — не причинение вреда живому — диктует, что защита в шаолиньском кунг-фу ставится на первое место. В структуре наступательных движений содержатся многие приемы и позиции, нацеленные на защиту.

Разница между людьми, владеющими мастерством кунг-фу и не владеющими им, состоит в том, что человек, не владеющий подлинным кунг-фу, стремится к жесткой схватке. В его движениях больше наступления, чем обороны, он полностью открывает свой корпус перед противником. В конечном счете обе стороны терпят поражение, получая тяжелые травмы. Победа в этом случае зависит от скорости, а не от боевого мастерства.

Человек, владеющий мастерством-кунг-фу, проявляет его тем, что приводит противника в такое состояние, когда последний не может причинить вред. Это правило явно акцентировано в кодексе шаолиньского кунг-фу.

10. "Единство атаки и защиты"

В структуре приемов и позиций шаолиньского ушу не существует ■ движений и стоек исключительно наступательного или абсолютно оборонительного характера. В атаке присутствует защита, в защите — атака. Меняется только соотношение функций наступления и защиты: в одних движениях преобладает атакующая составляющая, в других —защитная.

11. "Обилие малых движений руками"

На протяжении 1500 лет изучение опыта боевых искусств и практические занятия монахов Шаолиньского монастыря разных эпох привели к созданию тесно интегрированной структуры приемов. Почти каждое действие предусматривает так называемые "цветы малых рук" (сяошоухуа), т.е. многочисленные и сложные движения малой амплитуды. Сяошоухуа играют важную роль в поединке. К ним относят такие приемы. такие как перехваты, "прилипание", удержания пальцами, закрытие сверху, блокирование, "раскачивание", "переставление","опускание" и другие.

"Малые" движения руками являются ядром шаолиньского кунг-фу, в котором эти виды техники достигли такого совершенства, что при выполнении приемов боец, образно говоря, “не позволит капле воды упасть на землю", тем более не даст противнику свободы действий.

12. "Простота и скромность"

Монахи Шаолиньского монастыря всех эпох придерживались простого образа жизни, не обращая внимания па внешние атрибуты. Соответственно в шаолиньском кунг-фу нашли отражение простой образ жизни, простые интересы и стремления монахов.

 Функции шаолиньского ушу заключаются в самозащите, охране монастыря, оздоровлении и практике Чань. Все приемы и стойки, включая “малые" движения руками, и даже волевой настрой, служили указанным выше четырем функциям.

13. "Твердость и крепость дают силу, твердое и мягкое поддерживают друг друга"

В разнообразных направлениях китайского ушу шаолиньское кунг-фу традиционно считается "внешним” стилем, относится к так называемой “внешней семье" (вайцзя). Шаолиньское кунг-фу характерно тем, что осуществляет переход от "внешней формы" к "внутренней работе", от движения к покою, от твердости к мягкости, в противоположность стилям "внутренней семьи"(нэйцзя), которые уже с начальных стоек и передвижений строятся на принципе перехода от мягкости к твердости. Эта разница в начальных стойках и передвижениях сформировала характерные качества шаолиньского кунг-фу: "Твердость и крепость дают силу, твердое и мягкое поддерживают друг друга"."

 Речитатив из десяти наставлений по монашескому молоту с рукоятью содержит постулат о "выравнивании четырех наконечников", под которыми имеются в виду волосы ("наконечник крови"), ногти ("наконечник сухожилий"), зубы ("наконечник костей") и язык ("наконечник мышц"). Считается, что тренирующийся должен довести эти "наконечники" до такой твердости, чтобы волосы могли "проткнут шапку", ногти — "пронзить кости", зубы — "грызть металл", а язык — "сокрушать зубы".

 Когда сердечные вибрации достегают "четырех наконечников", "выравненных" по твердости, это продуцирует "внутреннее усилие" , т.е. наблюдается тот же переход от внешнего к внутреннему. Этому помогают даже особые выкрики, целью которых является увеличение силы, наращивание мощи удара.

14. "Обилие действий в сгруппированном положении"

Боец сгруппировывается (букв, "сжимается" — со), имея в виду три цели. Во-первых, это способствует защите, уменьшая атакуемую площадь тела, противнику труднее по нему попасть. После "расправления" тела —широких стоек, амплитудных движений, "сжимание" концентрирует силу на перехватах и защитных действиях. Во-вторых, "сжимание" благоприятствует атаке. Малоамплитудное, сконцентрированное усилие позволяет во время атаки тратить меньше энергии. После "сжатия" "расправление" тела помогает увеличить силу удара. В-третьих, "сжатие" благоприятствует стремительным передвижениям, переходу к амплитудным движениям, прыжкам — достаточно посмотреть на обезьян, чтобы постичь секрет этого приема.

15. "Обилие приемов, выполняемых ногами"

В шаолиньских традиционных техниках работы ногами нет высоких ударов, так как такие удары имеют три недостатка. Во-первых, при этом позиция становится неустойчивой, что чревато падением от воздействия противника или от потери равновесия, тогда как падение в кулачном поединке — это поражение. Во-вторых, "расправление", увеличение поражаемой площади тела во время выполнения широко-амплитудного движения при высоком ударе создает для противника возможность атаки. В-третьих, уменьшается собственно скорость атаки.

Древние описания кулачного искусства советуют: противник поднимает бедро — смотри па его колено, противник поднимает колено — смотри на его грудь, противник поднимает стопу — наноси удар в пах снизу-вверх, противник начинает движение локтем — защищай область сердца; руки подобны створкам ворот, удар ногой наносится всей стопой.

Искусство наносить удар "украдкой" представляет собой главную характерную черту шаолиньской техники работы ногами. При этом работа руками нацелена на то, чтобы противник "раскрылся" и поставил себя в опасное положение, позволяющее нанести ему удар ногой в область паха. Удары ногами сильны и эффективны, поэтому в шаолиньском ушу уделяется большое внимание их отработке.

16. “Обилие выкриков"

Во время отработки таолу шаолиньские монахи-бойцы часто издают особые выкрики, которые, как считается, подражают рычанию тигра. Это редко встречается в других стилях кулачного искусства. Выкрик имеет много функций: он несет с собой энергию ци, импульс физической силы, высвобождает ци, задержавшуюся в области груди и брюшины. Выкрики помогают вызвать в себе "волчью" ярость, морально подавить или отвлечь противника.

17. "Обилие повторяющихся движений"

В комплексах-таолу шаолиньского гунфу есть повторения некоторых движений. Некоторые учащиеся, только приступившие к тренировкам, считают их обузой и часто устраняют повторные движения по своему усмотрению, не учитывая глубокого смысла таолу, созданного предыдущими поколениями мастеров кулачного искусства.

Каждый таолу включает различные приемы, стойки и неодинаковые функции. Каждое повторение имеет различное практическое значение. Так, при выполнении комплекса Сяохунцюань, предназначенного для начального обучения шаолиньскому кунг-фу, часто повторяются прямые удары ладонью, “сжимания туловища", т.е. простые, доступные пониманию начинающих бойцов движения.

 Как и в других видах боевого искусства, в шаолиньском ушу обучение строится по принципу "от простого к сложному". На начальном этапе обучения воспитывается умение сосредоточиваться, базовые приемы доводятся до автоматизма.

Составители других комплексов делают упор на иных приемах, которые также многократно повторяются при выполнении таолу, специально предназначенного для отработки именно этих технических действий: так, в таолу Хунцюань повторяется прием "прятать луну за пазуху" (хуай чжуп бао юэ), "копающие руки" (цзюэ шоу), "одиночная плеть" (даньбянь), "семь звезд" (ци син), "облачная макушка" (юнь дин)', в Лоханьцюань — "обратный хлопок по туловищу" (фань пу шэнь), "жестко обрушиться, полностью разбить" (ин бэн ши цза) и другие.

18. "Единство внутреннего и внешнего"

Здесь внутреннее и внешнее означают нэйгун ("внутреннюю работу", "внутреннее искусство") и вайгун ("внешнюю работу", внешнее искусство").

"Внутреннюю работу" в том числе называют цигун, а "внешняя работа" связана с совершенствованием внешней «телесной формы». Истинный цигун — это концентрация сознания, стимулируемое сконцентрированным творческим посылом, волей (и), т.е. компетенция сердца-сознания (синь).

 Освоение боевого искусства нуждается в цигун, поскольку энергия ци — это стимулятор и основа физической силы. Воля (и), энергия ци и физическая сила ли составляют нерасторжимое единство. Их нельзя разделять.

"Речитатив из десяти наставлений по монашескому молоту с рукоятью" гласит: "Удары полностью зависят от физической силы, физическая сила исходит из энергии ци, циркуляция ци требует мягкого замедленного дыхания, использование ци требует учащенного дыхания". Здесь показана взаимосвязь выброса физической силы и энергии-ци.

 Занимающийся цигуном посредством сосредоточения добивается "вскармливания" собственной энергии-ци, сводя мириады мысленных импульсов к одному-единственному, а глубину его навыков кунг-фу определяют продолжительность и степень концентрации сознания.

Посредством сосредоточения сознания ци так же концентрируется и направляется к конечностям, что проявляется в физической силе.

19. Речитативы-гэцзюэ шаолиньского кунг-фу

Шаолиньское ушу имеет давнюю историю. Монахи-бойцы Шаолиньского монастыря разных эпох собрали многие уникальные речитативы (гэцзюэ), которые применялись в практических занятиях кунг-фу и нараспев повторялись перед тренировками.

Без дополнительных комментариев гэцзюэ может показаться невнятным, пустым или даже бессмысленным. Но традиционно учителя снабжали комментариями каждую строку, и тогда оказывалось, что в текстах гэцзюэ закодирована методика самосовершенствования.

Гэцзюэ представляют собой отражение особенностей и самых цепных компонентов шаолиньского кунг-фу.